Меня зовут Кирилл Брагин, я руковожу агентством интернет-технологий GoodSellUs. В своей работе мы часто используем труд дистанционных сотрудников и за два года у меня накопился опыт найма и интеграции удаленщиков в команду.
Поиск сотрудников на удаленку
Где мы обычно ищем потенциальных сотрудников? В первую очередь задействуем сайты о поиске вакансий и резюме, затем социальные сети, затем сарафанное радио. Например, дизайнера мы нашли, когда опубликовали свой пост в паблике Вконтакте.
Программист нашелся среди моих подписчиков в твиттере. Я писал о сложностях подбора персонала, а он прокомментировал, выполнил задание и вот, он в команде.
Старший аккаунт-менеджер узнала о нас в свое время по сарафанному радио. Так, чтобы человек увидел нашу вакансию, прислал резюме и успешно начал работать,
Проблемы социализации
Работать с дистанционными сотрудниками сложно. Нужно быть готовым к тому, что потребуется организовать его работу и учесть множество факторов, влияющих на работу из дома. Сложность в том, что это должен быть специфический человек, который и правда может работать в распределенном коллективе эффективно. Не все так могут.
Для руководителя компании, в которой есть дистанционные сотрудники, на первое место выходит проблема взаимопонимания. Мы используем мессенджеры, а значит, каждый читает сообщения в той манере и в тех интонациях, каких хочет. Из-за этого периодически возникают конфликты.
Если дистанционный работник считает, что никто не сможет его полностью контролировать, он ошибается: в распределенных командах очень четко видно, кто чем занят и кто какую прибыль приносит компании.
Новый дистанционный сотрудник, возможно, никогда не вольется в коллектив и не будет разделять общую ответственность и настроение. Скорее всего, он будет себя чувствовать себя неуютно и постарается сменить место работы при первом удобном случае.
Помочь социализироваться в коллективе, можно привлекая к задачам, где требуется совместная работа с коллегами и постоянные коммуникации между ними. Периодические поездки в офис, совместные мероприятия и прочее. Вовлеченность в жизнь коллектива делает работу дистанционного сотрудника значимой для него, устраняет чувство чуждости и ненужности. Когда новому сотруднику не уделяется время со стороны аккаунтов, проджектов или руководства, когда он работает без контроля и не чувствует «плеча», ему сложно.Организация труда
Можно надеяться, что удаленный сотрудник сам организует свой рабочий день, но, скорее всего, этого не случится, если вы не наняли фрилансера с многолетним опытом. Самая большая проблема в удаленной работе — это дисциплина труда.
Родители просят принести чаю, кот запрыгнул на карниз и отказывается спускаться, жена или муж требуют выйти вместе в магазин и погулять с ребенком. В результате чего эффективность труда стремится к нулю. А в компьютере злобный шеф ждет выполнения срочной задачи.
Ждать, когда же дистанционный сотрудник выйдет на приемлемую производительность не стоит — это никогда не случится.
Точно так же, как организовывали режим труда в офисе, организуйте и работу удаленного сотрудника.
Пусть он ненавидит бюрократию и чек-листы, но это сохранит компании сотрудника и рабочее время. Мы в своей компании ввели правило ежедневного заполнения чек-листов и ведения рабочих дневников для отслеживания работы сотрудников.
Еще есть инструкции, которые сильно облегчают жизнь, в них описан процесс, что и в какой последовательности нужно делать. Существуют целые сервисы, которые прямо отслеживают, что делают сотрудники в рабочее время, но мы их не используем: каждый должен учиться организовывать себя самостоятельно, а отслеживание того, что происходит на мониторе или как часто сотрудник кликает мышкой, не повысит эффективность работы. Главное — результат, а не имитация полезной деятельности.
Резюме
Работать с распределенной командой — довольно непросто, однако при грамотном подходе такая работа может дать хороший результат. Набивая шишки, мы повышаем уровень своего менеджмента и даже психологии. Готовых приемов, как работать в распределенной команде, пока не существует. Нужно просто четко понимать цели, изо дня в день доносить их до команды и видеть в каждом сотруднике отдельную личность.