Кирилл Брагин, GoodSellUs: «На первое место я ставлю вопросы социализации дистанционных работников»

Меня зовут Кирилл Брагин, я руковожу агентством интернет-технологий GoodSellUs. В своей работе мы часто используем труд дистанционных сотрудников и за два года у меня накопился опыт найма и интеграции удаленщиков в команду.

Поиск сотрудников на удаленку

Где мы обычно ищем потенциальных сотрудников? В первую очередь задействуем сайты о поиске вакансий и резюме, затем социальные сети, затем сарафанное радио. Например, дизайнера мы нашли, когда опубликовали свой пост в паблике Вконтакте.

Программист нашелся среди моих подписчиков в твиттере. Я писал о сложностях подбора персонала, а он прокомментировал, выполнил задание и вот, он в команде.

Старший аккаунт-менеджер узнала о нас в свое время по сарафанному радио. Так, чтобы человек увидел нашу вакансию, прислал резюме и успешно начал работать, т.е. чтобы это было полностью контролируемо и спланировано, — такого не помню.

Проблемы социализации

Работать с дистанционными сотрудниками сложно. Нужно быть готовым к тому, что потребуется организовать его работу и учесть множество факторов, влияющих на работу из дома. Сложность в том, что это должен быть специфический человек, который и правда может работать в распределенном коллективе эффективно. Не все так могут.

Для руководителя компании, в которой есть дистанционные сотрудники, на первое место выходит проблема взаимопонимания. Мы используем мессенджеры, а значит, каждый читает сообщения в той манере и в тех интонациях, каких хочет. Из-за этого периодически возникают конфликты.

Если дистанционный работник считает, что никто не сможет его полностью контролировать, он ошибается: в распределенных командах очень четко видно, кто чем занят и кто какую прибыль приносит компании.

Новый дистанционный сотрудник, возможно, никогда не вольется в коллектив и не будет разделять общую ответственность и настроение. Скорее всего, он будет себя чувствовать себя неуютно и постарается сменить место работы при первом удобном случае.

Помочь социализироваться в коллективе, можно привлекая к задачам, где требуется совместная работа с коллегами и постоянные коммуникации между ними. Периодические поездки в офис, совместные мероприятия и прочее. Вовлеченность в жизнь коллектива делает работу дистанционного сотрудника значимой для него, устраняет чувство чуждости и ненужности. Когда новому сотруднику не уделяется время со стороны аккаунтов, проджектов или руководства, когда он работает без контроля и не чувствует “плеча”, ему сложно.

Кирилл Брагин, руководитель GoodSellUs

Кирилл Брагин, руководитель GoodSellUs

Организация труда

Можно надеяться, что удаленный сотрудник сам организует свой рабочий день, но, скорее всего, этого не случится, если вы не наняли фрилансера с многолетним опытом. Самая большая проблема в удаленной работе — это дисциплина труда.

Родители просят принести чаю, кот запрыгнул на карниз и отказывается спускаться, жена или муж требуют выйти вместе в магазин и погулять с ребенком. В результате чего эффективность труда стремится к нулю. А в компьютере злобный шеф ждет выполнения срочной задачи.

Ждать, когда же дистанционный сотрудник выйдет на приемлемую производительность не стоит — это никогда не случится.

Точно так же, как организовывали режим труда в офисе, организуйте и работу удаленного сотрудника.

Пусть он ненавидит бюрократию и чек-листы, но это сохранит компании сотрудника и рабочее время. Мы в своей компании ввели правило ежедневного заполнения чек-листов и ведения рабочих дневников для отслеживания работы сотрудников.

Еще есть инструкции, которые сильно облегчают жизнь, в них описан процесс, что и в какой последовательности нужно делать. Существуют целые сервисы, которые прямо отслеживают, что делают сотрудники в рабочее время, но мы их не используем: каждый должен учиться организовывать себя самостоятельно, а отслеживание того, что происходит на мониторе или как часто сотрудник кликает мышкой, не повысит эффективность работы. Главное — результат, а не имитация полезной деятельности.

Резюме

Работать с распределенной командой — довольно непросто, однако при грамотном подходе такая работа может дать хороший результат. Набивая шишки, мы повышаем уровень своего менеджмента и даже психологии. Готовых приемов, как работать в распределенной команде, пока не существует. Нужно просто четко понимать цели, изо дня в день доносить их до команды и видеть в каждом сотруднике отдельную личность.