Виктория Панченко работает в сфере банковских гарантий более десяти лет. За эти годы накопила огромный опыт, которым делится с читателями Distanza. Вы узнаете, как устроен рынок банковских гарантий, кто является основными игроками и как сотрудники банков разводят клиентов и воруют прибыль у своего работодателя.
Как устроен брокерский рынок по банковским гарантиям
Для начала несколько терминов. Банковская гарантия, если совсем коротко — это обязательство банка обеспечить платеж перед третьими лицами. Чаще всего используется как обеспечение в случае победы в тендере в рамках государственного контракта.
Брокеры по банковским гарантиям — это посредники между банком и победителем тендера. С учетом частых изменений на рынке в этой сфере, клиентам сложно ориентироваться в таком количестве банков. Хотя по факту нужно просто иметь желание работать и разбираться в нюансах.
Многие банки, в силу своего консерватизма, не могут быстро выдать банковские гарантии. Банку нужно проверить историю выполненных контрактов, выручку компании, положительный собственный капитал, годовую прибыль компании и многое другое. Получить заключения от всех служб банка. На эти проверки у некоторых финансовых институтов уходят месяцы, а банковскую гарантию победитель тендера должен предоставить в течении десяти дней. Быстро работают только те банки, кто вовремя перестроили свои бизнес процессы, внедрили систему, подобрали слаженные и ответственные команды людей. Даже если все это сделать, качество не всегда на все 100%. Ответственность за предоставление банковской гарантии все равно лежит на подрядчиках — клиентах.
Решить эту проблему смогли брокеры. Они взяли на себя расчеты лимитов и согласования с банком. А поскольку пул банков большой, в работе с брокерами есть практически всегда 100% гарантия получения банковской гарантии.
На сегодняшний день через брокеров проходит больше половины заявок с рынка по банковским гарантиям. Многие банки даже отказались от штата менеджеров и работают только с агентской сетью. 50% всех гарантий выдаются исключительно через компании — брокеров. Ценовая политика одинаковая, что напрямую в банк, что к брокеру. Конечно, крупные банки ТОП 15 не работают по такой схеме. Хотя уже два банка начали и довольны.
В какой момент возникли проблемы
Когда в результате отзыва лицензий у банков начались массовые увольнения, бывшие сотрудники не смогли найти новые рабочие места и начали заниматься брокерской деятельностью. Кто похитрее — устраивались в консалтинговые компании, изучали структуру работу и выстраивали свои схемы работы с конечным результатом — сливом клиентской базы и заявок. Другие регистрировали ИП, делали лендинг без адреса нахождения, покупали виртуальный городской номер и выходили на рынок. Среди таких брокеров идет бойня за легкие заявки, которые можно реализовать за один-два дня.
Подливают масла в огонь и клиенты, которые размещают заявки сразу у нескольких брокеров. Брокеры заводят заявки на сервисы банков, кто первый это сделает, того и тапки. А остальные брокеры, проведя подготовительную работу, разъяснив все нюансы остаются ни чем. Бывают случаи, когда брокеры устраивают между собой разборки, а клиент тем временем попадает в РНП (Реестр недобросовестных плательщиков)
Основные схемы мошенничества
Есть три основные схемы мошенничества.
Схема 1. Слив заявки
В момент попадания заявки в операционный сервис банка, сотрудник банка ставит заявку на холд. Затем передает информацию аффилированному с ним лицу. Чаще всего это бывший сотрудник банка, который стал брокером. Как правило, на холд ставят качественные заявки от 20 млн. рублей. Брокер-мошенник звонит клиенту и говорит примерно такой текст: «Вы зашли в банк через такую-то компанию, так вот сразу говорю, что вам будет отказ. Мы можем сделать так, чтобы вы получили банковскую гарантию. Вам нужно прислать оставшийся один документ (называют какой) и письмо о закреплении компании за таким-то ИП. Если клиент не сделает этого, то раздается звонок со словами: «я же вам говорил, что будет отказ. Теперь дорога в этот банк для вас закрыта».
Схема 2. Двойной слив заявки
Двойной слив заявки происходит в случае, когда сотрудник банка уверен, что его банк одобрит выдачу банковской гарантии, например, есть положительное заключение от аналитика банка и службы безопасности. В этом случае заявку ставят на холд и сливают информацию своему знакомому.
При двойном сливе сотрудник-мошенник получает двойную выгоду — деньги от брокера-мошенника и от своего банка. Ведь банк заявку одобрил, но вот беда — клиент выбрал другой банк. Однако в отчете сотрудник пишет, что выполнил всю необходимую работу по работе с заявкой, клиент отказался.
Схема 3. Ловля на живца.
Брокеры указывают цену намного ниже рынка, например, 2% годовых. Зачастую менеджеры используют агрессивные продажи, а клиенты, не понимая, как устроен рынок банковских гарантий, отдают документы, ждут результат. В последний день подачи банковской гарантии клиенту объявляют 5−6% годовых, а бывает и от суммы. Снова вспоминаем старую пословицу — дешевый сыр бывает в мышеловке.
Если клиент не принесет банковскую гарантию, он попадет в Реестр недобросовестных поставщиков и подрядчиков на два года и потеряет деньги, отправленные на участие в контракте, как правило, 5% от суммы контракта.
Поэтому многие, если не 100%, вынуждены согласиться на грабительские 5−6%.
Решение проблемы
Глобальное решение я вижу в создании единой системы отзывов работодателей о сотрудниках с обязательным использованием электронной цифровой подписи. В таком случае сотрудники будут дорожить своей репутацией и прекратится вседозволенность и разрушения бизнесов. Внутренний порядок влияет на внешний порядок и в целом на экономику страны.
Я знаю случаи, когда компании меняли целые подразделения, настолько глубоко воровство там пустило корни. А уволенные люди шли разрушать новую компанию. Думаю, все компании платили бы минимальный сбор за использование этого сервиса, ведь это реальный способ не взять на работу мошенника.
Генеральный директор
ООО «Дом Финансовых Решений»
Виктория Панченко
www.dom-fin.com