Долина Доширака — устойчивое выражение в среде удалёнщиков, которое означает отсутствие заказов, и как следствие, денег на полноценную еду. Ванночка с «Дошираком» на весь день — вот и всё что может позволить себе удалёнщик.
Похожее выражение есть среди предпринимателей, правда, звучит жёстче — долина смерти. Эта фраза означает, что у компании нет прибыли. При этом сделаны все инвестиции, есть продукт, есть сотрудники. Промежуток между потраченными деньгами и первой прибылью и называется долиной смерти.
Большинство начинающих бизнесменов, около 80%, заканчивают свой бизнес именно в долине смерти.
У фрилансеров и удаленщиков долина Доширака чаще всего возникает в самом начале пути при переходе на удалёнку. Еще нет клиентов, нет имени (бренда) удалёнщика. Приходится проедать накопленные деньги, и чем дольше нет заказчиков, тем скуднее стол удалёнщика.
В разной степени долину Доширака проходят все удалёнщики. Я дважды попадал в такую ситуацию, и, к сожалению, застраховаться от неё нельзя. Но можно накопить деньги и проходить время без заказов в менее экстремальном режиме.
Снизить вероятность попадания в долину Доширака поможет регулярный поиск заказов. День опытного удалёнщика (из любой профессиональной области) делится на две части. Первая часть — работа над заказами. Вторая часть — поиск новых заказов.
Иногда работы бывает много, и есть соблазн прекратить поиск заказчиков. На бирже Главреда я иногда встречают в профилях гордую надпись «заказы не беру». Так пишут будущие жители долины Доширака.