Поощрение и наказание дистанционных работников

У фрилансера соседи залили квартиру, заболела бабушка, выключили свет и сломался жесткий диск — это все классические отмазки. Но что делать в ситуации, когда ты сделал ставку на такого фрилансера, прошло уже много времени и на носу дедлайн?

Есть ли у вас в компании система поощрения и наказания дистанционных работников? Или каждый раз при «заливе» рвёте волосы на голове?

Отвечают Станислав Грушевский (индивидуальный предприниматель) и Татьяна Бадя (сервис bizon365.ru).

Станислав Грушевский:

Станислав Грушевский, предприниматель

Станислав Грушевский, предприниматель

«По роду своей деятельности мне регулярно приходится быть «по обе стороны баррикад»: удаленно взаимодействовать с заказчиками и удаленно же руководить фрилансерами (дизайнером, копирайтером и пр.)

Есть общепринятые меры поощрения и наказания для фрилансеров, которые сводятся, прежде всего, в материальным инструментам: будет ли следующий заказ отдан в руки ему или нет. И в этом плане регулярная работа с одними и теми же людьми стимулирует фрилансеров быть более ответственными – никому не хочется отказываться от регулярных заказов, особенно если они хорошо оплачиваются.

К сожалению, многие фрилансеры не обладают навыками ценообразования собственной работы. К этому добавляется естественное желание заказчика сэкономить. В результате возникает ситуация, когда фрилансер согласился на заниженную оплату, но потом понял, что проект оказался сложнее или появилась более выгодное предложение — тогда включается режим «завтра» и «сломался компьютер». И радость заказчика («ура, будет сделано дешевле, чем планировали») меняется на огорчения из-за срыва сроков, т.к. работа вообще не выполнена.

Из неочевидных мер поощрения – попытаться вовлечь фрилансера в проект, показать ему значимость и «крутость». В офисе у человека чаще есть возможность увидеть работу команды, оценить идею проекта в целом. На фриланс часто отдают какой-то один «участок работ» и не сильно заботятся о том, чтобы исполнитель прочувствовал всю идею проекта и «загорелся» ею. А это является одной из лучших мотиваций для качественной работы. Поэтому я стараюсь, как минимум, показать фрилансеру итоговый результат, даже если его участие в нем было незначительным. Осознание, что фрилансер участвует в условном «запуске космического корабля» — это самый лучший стимул к выполнению работы вовремя».

Татьяна Бадя:

Татьяна Бадя, предприниматель

«Часто работаю с фрилансерами как хозяйка студии продающего контента и сервиса для обучения онлайн «Бизон 365«. Чтобы избежать описанной выше ситуации, придерживаюсь нескольких правил.

Во-первых, четко обозначаю ТЗ и сроки, согласование веду в письменном виде с обязательным ответом: “Принято”.
Во-вторых, разбиваю задачу на подзадачи с промежуточными дедлайнами. Тогда виден прогресс, нет неизвестности до конца проекта. Лучше, если конечный дедлайн не “впритык”, остается запас времени на непредвиденные обстоятельства.

Предпочитаю работать с проверенными людьми. Если такой возможности нет — ищу специалистов по рекомендациям. Если же приходится обращаться к незнакомым фрилансерам, то делаю это через платные онлайн-биржи, опираясь на отзывы. Люди там дорожат репутацией и даже при форс-мажоре постараются заранее оповестить или предложить замену. В спорных случаях администрация сервиса выступает непредвзятым судьей.

Конечно, риск остается и от всего не убережешься, но следование таким правилам сводит число неприятных ситуаций к минимуму».