Как устроен бизнес на автошколах

Рассказывает Иван Костин, директор автошколы «Автомир»:

«По образованию я психолог, окончил факультет «Социальной психологии» МГППУ в 2008 году. В бизнес попал случайно. Друзья открыли автошколу и сделали акцент на подготовке слабослышащих людей. А в жестовом языке слов в разы меньше, чем в обычной речи. Глухие ученики не понимали, что им говорит преподаватель. Начались конфликты и взаимные обиды. Меня пригласили исправить ситуацию. Я пришел и спустя некоторое время втянулся. Написал научную работу по подготовке слабослышащих водителей. Подготовил программу обучения людей, испытывающих страх перед вождением, например, после ДТП. А потом стал директором автошколы.

Иван Костин, директор автошколы «Автомир»

Иван Костин, директор автошколы «Автомир»

Как устроены автошколы изнутри или привет из СССР

Автошколы можно смело назвать одним из пережитков прошлого. Индустрия крайне отсталая, система обучения во много советская. Ты приходишь в автошколу и видишь парты. Садишься, и тебе преподаватель зачитывает правил дорожного движения вслух. Я вижу задачу преподавателя другой. Важно не просто зачитать текст из книжечки, а объяснить, что же хотели этим правилом объяснить законодатели. Проиграть этот момент, показать какой-нибудь ролик или картинку, желательно смешную.

Первое, что я сделал, когда забрал себе школу — это вынес все парты и поставил стулья с крыльями. Чтобы можно было писать и при этом менять форму аудитории. Чтобы сесть в круг, например, или раздвинуть стулья и получить свободную площадку. Например, встать в центр зала и показывать работу регулировщика.

Лицензирование автошкол

Многие читатели, наверное, пропустят этот пункт, сочтут его скучным. А зря. Тут много интересного. Два года назад законодательство резко ужесточили и с рынка ушли около половины автошкол. Сейчас в Москве около 200 автошкол и тенденция скорее негативная, чем позитивная. У меня много контролирующих организаций. Для Министерства образования я являюсь образовательным учреждением. Для ГИБДД я являются агентом подготовки будущих водителей. И это не считая всех налоговых органов, про которых мы все прекрасно знаем.

Существует несколько видов лицензий- классическая и дистанционная. Классическая лицензия дает мне право вести образовательную деятельности при наличии оборудованных классов, экранов, учебников, манекенов для обучения реанимации и площадок для обучения вождению. И вот с этим связано несколько забавных моментов. Одним из пунктов классической лицензии является требование найти в аренду у собственника четверть гектара ровного асфальта в Москве. Умножьте 0.24 гектара на 200 школ и вы поймете, что требование невыполнимо в принципе. И тогда автошколы стали арендовать две площадки. Одну, оформленную по всем правилам где-нибудь в Нарофоминске, и вторую, где проходят занятия. Увеличение издержек привело к росту стоимости оплаты обучения в 2 раза без изменения маржинальности.

Урок теории

Урок теории

Про ценообразование в автошколах

Обучение в моей автошколе «Автомир» стоит 42 000 рублей. Но на сайте цену мы не указываем. Если я просто повешу 42000 руб. рядом с ценником в 25000 руб. у соседей, то я буду выглядеть на фоне конкурентов как-то странно. А цены в 12 000 руб. и 8000 руб. с купонных агрегаторов являются откровенной ложью. Почему? Своему инструктору я плачу 20 000 руб. за одного ученика. И цена в 25 000 рублей говорит о том, что там заложено много скрытых платежей, иначе экономика не сходится никак. Обычно умалчивают о так называемых топливных сборах. Каждое занятие надо по 500 рублей отдавать инструктору на руки. А занятий должно быть 28. В результате получается цифра, близкая к 42 000 рублей. Но это еще не все. Во многих школах есть платежи за пересдачу внутренних экзаменов. Это еще 1500 -2000 рублей.

В некоторых школах практикует экзамены не только по ПДД и вождению, но и внутреннему устройству автомобиля, плюс к этому добавляют парочку зачетов. Не сдал — плати. Так еще 10000 руб. на круг накручивают только на пересдачах.

А самые наглые берут деньги за «подготовку документов для ГИБДД». Это еще 6000 рублей. Вопрос — а в чем смысл школы, если я пришел без этого пункта?

Чем хорошая автошкола отличается от плохой

Мое глубокое убеждение — хорошая автошкола не будет тебе врать. Пример: по закону каждый ученик должен пройти 26 двухчасовых занятий по вождению. Но нередко школы предлагают выбрать 5 или 10 занятий. И либо ты не получишь документ об обучении, либо там будет написана ложь, чтобы обучался 56 часов, а по факту 15 или меньше.

Многие автошколы скрывают от учеников возможность вернуть 13% от суммы обучения. Если у тебя сумма, которую ты платишь за обучение, маленькая, например, ты заплатил 25000 руб., а все остальное ты раздал налом, то как ты сделаешь вычет с наличных? Поэтому автошколы не склонны лишний раз напоминать о своем существовании налоговым органам. У меня все платежи безналичные. Любой банк, как тебе удобно. Часть суммы за обучение можно вернуть, просто написав заявление в налоговые органы. А с платежа в 42000 рублей получается неплохой возврат в сумме 5000 рублей.

Про обучение ночью

Мы были одними из первых, кто стал обучать ночью. Сначало было непривычно, но потом я увидел, как конкуренты один за другим стали открывать ночные группы и понял, что пусть мы и маленькие, но рынок толкнуть можем. В ночных группах мы заканчиваем в 24.00 и у людей остается еще час, чтобы добраться до дома на метро. А вот по поводу ночной практики я, как психолог, против. Обучение вождению, также как и обучение музыке, спорту завязано на регулярном повторении и тренировке. Надо научить наше тело, наши мышцы работать определенным образом. Чтобы в мышцах осталась память. Вот к нам приходит человек и говорит — я ничего не помню. Мозг действительно не помнит, а мышцы помнят. Так вот чтобы голова работала нормально, а человек существо фотопериодичное, то есть длина светового дня влияет на наше состояние неизбежно — нужно работать в светлое время суток. Многие этим пренебрегают. Но смысла в этом обучении нет. Время мы “выкатаем”, а результата не будет.

Не каждый водитель годится в инструкторы

Не каждый водитель годится в инструкторы

Про подготовку автоинструкторов

Хороших инструкторов передают из рук в рук. Вот меня, например, передают со словами, что «он психолог, рассказывает дополнительные вещи». Не каждый водитель годится в инструкторы. Потому что автоинструкторы, или как их называют в трудовой книжке — мастера производственного обучения — это педагогические кадры. А если это педагогические кадры, то и компетенции у них должны быть соответствующие. Инструктор должен знать, как устроены познавательные процессы, как формируется навык. Чему обучать, строго говоря, не столь принципиально. Сейчас единой системы обучения мастеров производственного обучения не существует. Есть советские программы, на основе которых различные организации начинают придумывать свои, и в результате, когда ты приходишь к ним обучаться, то весь процесс сводится к тому, что учат правила ПДД, изменения в законодательстве и получению диплома. И это в корне неправильно. Именно по этому я весной буду получать еще лицензию для того, чтобы обучать мастеров производственного обучения.

Откуда берутся агрессивные водители

Автошколы таких не выпускают, но каждый автомобилист сталкивался с такими товарищами на дорогах. Недавно Государственная Дума приняла в первом чтении закон об опасном вождении.Так совпало, что я сейчас пишу кандидатскую диссертацию на эту тему. тему. Сейчас я пытаюсь понять представление об агрессивном вождении. Потому что есть агрессивное поведение, то есть целенаправленное действий, а есть опасное вождение, то есть действие, которое может привести к определенным последствиям. И вот представление о том, что есть агрессивное вождение среди водителей разных категорий и представление законодателей сильно отличается. Западные представления тоже сильно отличаются.

Резюме

Самой старшей моей ученице было за 70 лет. Обучение далось непросто ей, непросто мне. Но в итоге она поехала. У нее не было задачи ездить в Москве через Таганскую площадь, но на дачу, в магазин — она поехала. И в такие моменты по-настоящему чувствуешь себя счастливым. Все-таки не зря ты делаешь свою работу».

Записаться на бесплатное занятие в автошколу «Автомир».