WeWork, Regus и вот теперь SOK — компании, которые меняют рынок офисных услуг. Мы поговорили с управляющим директором SOK Михаилом Бродниковым о том, какими будут офисы уже в скором будущем. Пусть вас не пугают цифры, вынесенные заголовок (20−30 лет) — в реальности всё может произойти гораздо быстрее.
— Классический рынок недвижимости был сформирован давно, около 30−40 лет назад и с тех пор правила игры не менялись. Повсеместное применение цифровых технологий постепенно меняет баланс ценностей на рынке. Поскольку есть инерция, эти изменения происходят по кривой, а не мгновенно. Однако с каждом годом скорость внедрения изменений возрастает.
Необходимость собираться вокруг одного источника данных, в одном месте постепенно отпадает. Доступность вычислительных мощностей, сети передачи данных делают это не нужным. Кстати, с биткойном тоже самое — он стал возможным благодаря появлению распределенных сетей и роста мощности компьютера.
Изменение баланса ценностей заставляет компании искать новые продуктовые предложения. А чтобы это сделать, надо научить традиционные продуктовые команды думать нетрадиционным образом. И в новой парадигме корпоративные «Зиккураты» (примечание — так называют здание Сбербанка и Мегафона возле м. Новослободская) становятся скорее угрозой, чем возможностью. Правило съезжаться в одно место и толпой сидеть ничем не обосновано, разве что привычкой.
И получается, что этим «Командам 6.0» нужно другое решение по пространству. С чем, например, сталкиваются крупные компании, когда у них создается такая команда? Первым делом административный директор спрашивает: «Сколько у вас будет человек через полгода?» А в новой парадигме ответа на это вопрос нет. А традиционный бизнес это требует.
Смарт-офисы — это решение для команд нового типа. Не стартапов. Для стартапов, например, есть #tceh. И не для традиционного бизнеса. А для того бизнеса, который не хочет умереть как Kodak, а наоборот, повторить историю General Electric или IBM.
— Вы сказали, что эти команды должны быстро рождаться и умирать. Правильно ли я понимают, что вы говорите о пректной работе? Команда, выполнив проект, разбегается и так цикл повторяется бесконечно.
— Суть в том, что компании за счет этого могут резко ускорить проверки гипотез. И если компания угадывает, то дальше начинается бурный рост. А мы один из сервисов, которые помогают ускорять рост.
Понятно. А «Команды 6.0», о которых вы говорите, они есть в России? Есть центровые фигуры, диджитал-продюсеры, которые могут объединить вокруг себя команду на проекте?
— Да, например, Егор Иванов из Yota. Если мы оглянемся назад и посмотрим как создавалась Yota, то мы увидим, что это был виртуальный оператор, который полностью работал на сервисных моделях. Во главу угла была поставлена идея эффективности, фокуса на главном, все остальное — услуги внешних провайдеров. И на этом была построена философия компании. Это позволило ей быстро вырасти. Затем Yota была куплена Мегафоном, трансформировалась и прекратила свое существование как «компания 6.0». На примере Yota мы видим уже обкатанную бизнес-модель, просто количество таких решений невелико. Из последних — VEON. Ведь это не что иное, как попытка переворота. Если проанализировать VEON и Вымпелком, то видно, что Билайн пытается стать частью VEON, а не наоборот. Задайтесь вопросом, почему он так делает?
— Давайте цифры какие-нибудь озвучим. Какой объем рынка смарт-офисов?
— Если говорить о самых больших игроках, например, Regus и WeWork, то, по моим оценкам, их объем рынка не превышает 0,1% от общего объема недвижимости в мире. Это то, что относится к категории Enterprise. WeWork сейчас начал разворот в сторону Enterprise, за что его нещадно ругают. А в целом рынок недвижимости как замерз 50 лет назад, так и до сих пор находится в таком состоянии. Но изменения будут, они уже идут, просто не все это видят. Инвестиционное окно в смарт-офисы закроется через три года, а через 20−30 лет произойдут гигантские изменения в недвижимости, она полностью перейдет на сервисную модель.
— Поколение Z и смарт-офисы. Вы видите связь между этими двумя понятиями?
— Безусловно, ставка делается на них. У молодежи свои представления об организации пространства — все должно быть демократично, открыто.
— Спасибо за интервью!