За и против удаленной работы. Мнение Максима Спиридонова, Нетология-групп

Опыт

Плюсы организации команды по принципу «все в офисе» можно описывать долго, но мы живем в мире реальной экономики, где каждый рубль, особенно в наши дни, следует тратить с умом. Отсюда вытекает понимание того, что схему «все в офисе» нужно разумно оптимизировать. И сделать это следует так, чтобы, сэкономив на бюджете, не потерять в качестве. Давайте мысленно пройдемся по отделам проекта, которые были описаны в первой части статьи и примерим на каждого из основных сотрудников возможность, а, главное, целесообразность удаленной работы.

1. Руководитель проекта

Задача руководителя направлять, вдохновлять, воспитывать, мирить, нести ответственность и так далее. Он нам каждодневно нужен в офисе.

2. Административно-коммерческий отдел

В отсутствие коммерческого (или финансового) директора, исполнительный директор отвечает и за административное руководство и за деньги. Его желательно так же постоянно иметь в офисе. А вот бухгалтера (или бухгалтеров), которые находятся под его руководством, можно легко вывести на аутсорс или домашнюю работу. Крайне желательно только, чтобы это были работники из города «прописки» проекта, чтобы была возможность личных контактов и передачи документов при необходимости.

3. Отдел дизайна и юзабилити

Один человек, мы его назвали «арт-директор», отвечающий за визуальную часть, нужен в офисе однозначно. Для малых и средних проектов можно обойтись только им, как штатной единицей. Всех остальных подключать сдельно или на основе постоянной удаленной занятости. Опыт показывает, что специалист по юзабилити и пользовательским интерфейсам, дизайнер фирменного стиля, художники по векторной графике и иконкам, флеш-аниматоры и другие профессионалы могут вполне работать на удаленном фрилансе. Важно только, чтобы арт-директор сумел подобрать опытных, контактных специалистов и верно поставил задачи.

Кстати, по моему мнению, чем уже будет специализация того или иного профессионала в этой области, тем лучше. Иными словами, иконки лучше заказывать у того дизайнера, в чьем портфолио почти исключительно одни иконки, и он сам подчеркивает, что на них специализируется. То же самое с интерфейсами, логотипами, обработкой фотографий и т. п.

4. Технический отдел

Более чем желательно, чтобы технический директор постоянно находился в офисе. Но не только он. Если бюджет позволяет, программистов я считаю нужным также «взять под крыло». Они люди творческие, и при удаленной работе с ними и их зонами ответственности порой случаются удивительные вещи. Если нет возможности посадить в офис всех — то посадить хотя бы ведущих программистов.

Верстальщик (и) и администратор (ы) сервера, поисковый оптимизатор, по опыту, неплохо работают и удаленно. Главное помнить, что администратор получает полный доступ к серверу с вашим сайтом. В его отношении справедлива поговорка «никогда не ссорься с человеком, который укладывает твой парашют».

5. Редакция

Если вы создаете интернет-СМИ, то главный редактор также должен находится в офисе. И чем больше роль редакции в проекте, тем более важно это его очное присутствие в составе команды. А вот редакторы, колумнисты, корреспонденты, корректоры, бильд-редакторы могут быть взяты удаленно. Причем, по опыту, — в сравнении с другими специальностями, например, с удаленными программистами, дизайнерами, верстальщиками, коммуникация с удаленными редакторами строится на порядок эффективнее. Возможно, это только мой опыт, однако, есть основания считать, что это система.

6. Отдел PR и маркетинга

В малых и средних проектах такого отдела вообще не существует, и его обязанности выполняет руководитель всего проекта. Иногда ему помогают нанятые для разовых консультаций маркетологи, иногда он просто пользуется советами коллег. В больших проектах руководитель отдела маркетинга, конечно, должен быть в офисе, а вот его подчиненные, если таковые нужны, могут работать и удаленно.

***
Вкратце мы прошлись по всем основным отделам веб-проекта. Какие выводы можно сделать?

1. В эффективном проекте руководитель проекта и руководители всех ключевых подразделений должны работать вместе, в офисе;

2. Если ваш проект требует значительного числа программистов, их тоже лучше посадить в офис, и чем больше программной работы, тем важнее это сделать;

3. Если можете посадить в офис всех постоянных сотрудников — сделайте это. Вынесите на удаленный фриланс только простые, разовые работы, срыв сроков по которым не завалит весь проект.

И как важное резюме всего вышесказанного: личный контакт — это не только контроль фактически потраченного сотрудником рабочего времени (хотя это тоже играет свою позитивную роль). Это постоянная сверка ситуации, обмен навыками, мыслями и идеями. Это возможность «отловить» в зародыше начало сомнений и, таким образом, неэффективной работы того или иного специалиста и помочь ему не «вывалиться» из процесса (что легко происходит в одиночестве), а войти в нормальную колею. В нематериальном плане личный контакт — это единство цели, обоюдная эмоциональная подпитка и создание энергетического феномена «команда» — ситуации, когда один плюс один может равняться трем.

Как построить команду в каждом конкретном случае, нужно, конечно, решать на месте, исходя из имеющихся обстоятельств, но я убежден, что, в конечном счете, личное взаимодействие в офисе ключевых фигур окупается в чистых деньгах за счет более устойчивой и прогрессивной системы взаимодействия и более качественного продукта.

Источник: Spiridonov.ru

Оцените автора
Distanza