По роду своей деятельности я сканирую десятки сайтов, посвященных дистанционной работе, и хочу вам сказать, что это довольно унылое зрелище.
Само осмысление дистанционной работы не выходит за рамки двух-трех тем. «Зачем нужна удаленная работа», «5 причин перейти на удаленную работу», «Плюсы и минусы удаленной работы» и так далее.
В головах кроме связки «удаленная работа+фриланс» больше нет ничего. Кто-то скажет, что все дело в SEO. Владельцы сайтов смотрят в Яндекс. Вордстат, видят частоту запросов по ключу «удаленная работа» и пишут одинаковые унылые статьи.
Так мы все крутимся в одной киберпараше. Читатели не знают, что проблематика дистанционной работы уже 5 лет как вышла за границы фриланса, она вообще уже о другом, уровень задач намного выше, чем искать какие-то там заказы на биржах фриланса и работать за еду.
Но писатели как роботы пишут одни и те же статьи про удаленную работу. «А какие ко мне претензии? Я смотрю Вордстат, там четко показано, что ищут пользователи», говорит такой писатель.
А любой контент-маркетолог скажет, что писать нужно не о том, о чем хочется, и о чем стоило бы написать, а о том, что нужно пользователю. И что текст должен, кхе-кхе, приносить пользу.
И получается замкнутый круг.
Пока не придет кто-то смелый и не скажет — идиоты, разуйте глаза, весь мир уже перешел из стадии фриланса к стадии дистанционной работы и только в России все еще играют в песочнице.
Отчасти это связано с недостаточной проработкой законодательных норм, отчасти со слабостью российских менеджеров, которые не понимают, как руководить дистанционным работником.
Ну и витающим в воздухе легким ароматом недоверия к дистанционной работе. «Серьезные дела можно делать только в офисе».
Я тут вспомнил эпизод из своей биографии. Работал как выпускающий редактор на одну крупную компанию в сфере онлайн-образования. Мы готовили проект онлайн-журнала. И за 4 месяца работы компания заплатила всего 2 раза по 20 000 рублей. Первый в январе, а второй в июне. Причем второй платеж перевела после моей 4-дневной «забастовки», когда я закрыл крышку компьютера и встал из-за стола.
Попробовала бы эта компания не платить зарплату работникам в офисе, я бы посмотрел, что там у них стало с их онлайн-журналом. А дистанционному работнику можно было не платить. Так что да, «серьезные дела можно делать только в офисе».
Портфолизм
Но вернемся к теме статьи. «Портфолизм» — это движение молодых профессионалов из поколения Z, которое придет к нам на смену через 5−7 лет. И у них совершенно другие паттерны поведения, ценности, мотивы и прочее.
Портфолизм означает, что карьеру надо строить через портфолио твоих успехов, навыков и скиллов, а не через движение по карьерной лестнице, усиленному менеджеризму, GTD и прочим рариритетам уходящей эпохи.
Кстати, GTD — это прежде всего управление собственной энергией, а не график «сделай это, потом то». В плане управления энергией GTD очень даже современная штука, но об этом как-нибудь в другой раз.
Портфолист может работать на 2−3 работах одновременно и это нормально. Портфолист может год отработать на одной работе, а затем молча уволиться и пойти в совершенно другую область только для того, чтобы набрать определенных скиллов.
И в результате через некоторое время получается «универсальный» солдат, который способен заместить 3−4 должности в компании. Молодой, умный, компетентный, прокачанный.
Знает как четыре работника, а платить можно как одному.
Какие шансы есть у нынешних 30-летних обитателей офисов, которые живут в старой парадигме линейного развития жизни? Риторический вопрос.
Будущую работу как раз и будут определять такие вот портфолисты. Гибкость в подходах к дистанционной работе и работе в офисе, к тому что надо и что хочется, гибкость в построении личной и профессиональной жизни.
Очень скоро мир наемного труда резко изменится, и причиной тому станут не роботы или беспилотные автомобили. Его изменят 17-летние мальчишки-портфолисты, которые сейчас орут под окнами под свой рэп и мешают спать.