Екатерина Филатова, AVRA: «Виртуальные офисы могут появиться уже в ближайшее время»

Интервью

Исполнительный директор AVRA Екатерина Филатова
Исполнительный директор AVRA Екатерина Филатова
Вполне возможно, что это интервью, будь оно записано не сейчас, а через год, прошло бы в виртуальной студии. Наши аватары сидели бы напротив друг друга, а наши физические тела находились в разных местах планеты. Но пока пришлось все делать «по-старинке», «древним» способом — по Скайпу.

1) Как вам пришла идея создать ассоциацию?

Два года назад, когда мы только начинали работать в области виртуальной реальности, о технологии так широко, как сейчас, никто не знал. И была задача транслировать идею в массы, налаживать контакты с бизнесом. В итоге несколько российских компаний, таких как Фибрум, Vizerra, PlayDisplay, Spider Group, выступили с инициативой создания Ассоциации виртуальной и дополненной реальности AVRA. Я выступила сооснователем Ассоциации и на данный момент являюсь исполнительным директором.

2) Кто принимает ключевые решения?

Ключевые вопросы решают совместно члены Ассоциации на общем собрании. Например, о принятии новых членов Ассоциации, ключевых направлениях развития, о формировании аналитики и крупных партнерских программах. Когда решение принято, я его реализую. Я отвечаю за партнерства, подбор площадки, кейтеринг, наличие экспертов на площадке, организационные вопросы и так далее.

3) Как устроена ассоциация, как она финансируется?

Сейчас в Ассоциацию входят 10 компаний и на рассмотрении более 10 заявок. Это не мало. Нужно учитывать, что всего на рынке около 180 компаний, которые занимаются виртуальной и дополненной реальностью. Мы рассматриваем Ассоциацию прежде всего как хаб, который объединяет всех участников рынка VR независимо от того, является ли они членами AVRA или нет. В число партнеров мы включает не только участников рынка, но и журналистов, инвесторов, институты развития, такие как Сколково, ФРИИ, и крупные компании, например, Samsung, HTC Vive, Nvidia, Microsoft.

Что касается финансирования Ассоциации, то у нас есть членские взносы в размере 30 тыс. руб. Понятно, что это не большая сумма и ее недостаточно для содержания Ассоциации. В основном существуем за счет партнерских взносов и консалтинга. Например, если промышленная компания или корпорация хочет внедрить VR в свои производственные или образовательные, они обращаются к нам и мы даем подробную информацию о направлении и рекомендации по привлечению исполнителей по проекту.

4) Какие деньги сейчас крутятся в отрасли?

На самом деле не такие большие, как хотелось бы. Мы посчитали, что за прошлый год в VR-компании было инвестировано около 700 млн. рублей. По сравнению с другими направлениями — это не такие большие деньги. Суммы инвестиций были от 500 тысяч рублей до сотни миллионов рублей. Какой оборот сгенерировали VR-компании в прошлом году пока не раскрывается. Участники рынка пока не готовы делится информацией.


Вот так мы будем общаться и работать через несколько лет

5) Когда VR выйдет «из пеленок»? Если честно, есть уже сильная усталость от бесконечных прототипов. Никто не хочет ничего делать — все выпускают MVP (Minimal Viable Product), кричат слова «инновация», «революция» и «amazing», потом бегают за инвесторами и на этом все.

Это все отголоски хайпа 2016 года, когда все ждали, что VR взорвет рынок, мир и умы людей. Но сейчас все успокоились и стали смотреть, как можно использовать VR для бизнеса и жизни. Должно пройти некоторое время внедрения технологий в массы, когда устройства станут лучше и дешевле, и люди будут понимать, зачем это им нужно. Сейчас самый первый этап, похожий на тот, когда появились пейджеры, а уже через 20 лет у нас в кармане мини персональный компьютер в виде смартфона. Сейчас самое начало, вчера вот Facebook* анонсировал возможности соц сети в виртуальной реальности. Теперь возможно общаться в виртуальном пространстве и видеть аваторы ваших друзей, даже делать фото и выкладывать в сети.

6) Пейджеры в итоге оказались тупиковой ветвью эволюции электронных устройств.

Нет, с VR так не будет. Все изменится, когда устройства VR станут намного дешевле. Для нашей аудитории покупка шлема Samsung за 7000 рублей — это дорого. А для Европы это всего лишь 100 евро при том, что средний обед стоит 30 евро. Пейджеры выполняли лишь одну функцию — передавали текстовое сообщение, а устройства VR можно использовать в медицине, промышленности и образовании. Кстати, в России есть школы, которые уже закупают VR-оборудование, в институтах учат создавать VR-проекты, на AVRA хакатонах мы консультируем участников и помогаем им создавать уникальные AR/VR-проекты.

7) А что это за школы? Давайте назовем номера и города.

К сожалению, не могу назвать, не знаю. На меня выходят посредники, которые работают с этими школами. Наверное бояться, что мы «своруем» у них поставку оборудования. Мы их консультируем, говорим, какое оборудование купить и в каком объеме.

Больше могу рассказать об институтах. Например, Мехмат МГУ готовит специалистов по VR. Scream School готовит специалистов, создающих мультимедиа и игры с использованием VR-технологий, в филиале в Таганроге Южного федерального университета создана Лаборатория VR при поддержке компании Yode Group. Московская школа кино учит студентов работать с форматом 360. Мы в прошлом году организовали с ними лабораторию виртуальной реальности, в рамках которой студенты сняли 6 фильмов в формате 360 для фестиваля EMC VR Film Festival. В мае их будут показывать на Каннском кинофестивале.

Хакатор AVRA
Хакатон AVRA
8) А есть успешные проекты с точки зрения бизнеса?

Да, конечно. Наиболее известные российские проекты созданы в сфере маркетинга и развлечений. Например, компания Fibrum создает VR-игры, их скачивают десятки миллионов по всему миру, канал Авто 24 снимает в 360 тест драйвы автомобилей, которые можно посмотреть через отдельное приложение. Для тех, кто хочет попробовать VR можно порекомендовать посетить на ВДНХ клуб «Виртуалити», где можно поиграть в VR/AR-игры, пройтись по поверхности Марса и погулять по виртуальному лабиринту

9) А есть ли какие-то наработки, решения, связанные с использование VR в дистанционной работе?

Да, есть. Например, Сбербанк в корпоративном университете пробовал проводить удаленные совещания. Есть стартапы, которые делают коммуникационные платформы для дистанционной работы в среде VR. Например, 5 человек с помощью аватаров собираются в одном месте и работают. При этом физически они могут находиться где угодно — в Москве, на Бали, в Таиланде и так далее. Отработка кейсов, как это применять для бизнеса уже идет. Я думаю, что уже в ближайшее время виртуальные офисы, виртуальные приемные, виртуальное банковское обслуживание вполне может появится.

*соцсеть признана экстремистской и запрещена в России.

Оцените автора
Distanza